История академии

!Вопрос о создании для полицейских учебных заведений, которые давали бы среднее общее и профессиональное образование, обсуждался еще при подготовке реформы полиции Председателем Совета Министров и Министром внутренних дел Российской империи П. А. Столыпиным. Наличие общего и специального образования у полицейского должно было поднять не только его профессионализм, но и престиж в обществе.

Как отмечалось в передовой статье журнала «Вестник полиции» за 1909 г., «Полиция наша давно уже имеет мечты о собственном образовании...». Но эти мечты в Российской империи осуществиться не успели.

Также не успело решить поставленную летом 1917 г. задачу создания в Москве школы милиции Временное правительство.

После создания 10 ноября 1917 г. рабочей (ставшей вскоре рабоче-крестьянской) милиции вопрос о профессиональной подготовке советского милиционера некоторое время не поднимался. Служба в рабоче-крестьянской милиции осуществлялась не на профессиональной основе, а в виде кратковременной «милицейской повинности».

Широкомасштабная гражданская война заставила советскую власть создать в 1918 г. постоянную, штатную, профессиональную милицию, что и породило вопрос о необходимости подготовки, образования советского милиционера.

В крупных городах создавались милицейские клубы, в которых действовали многочисленные кружки и курсы, гд е сотрудники милиции и члены их семей могли заняться различными видами творчества, прослушать лекции по истории, литературе, искусству. Советская власть исходила из того, что ей необходим грамотный, культурный, вызывающий доверие и уважение у населения милиционер.

Проблемы охраны общественного порядка и борьбы с преступностью должны были решиться после окончания гражданской войны и мировой революции. Когда гражданская война закончилась, а мировая революция так и не началась, власть осознала, что предстоит долгий период построения социализма, когда будут существовать социальные противоречия, конфликты и проблемы преступности.

Возникла острая потребность в профессионально подготовленном милиционере. Проблема осложнялась тем, что Конституция РСФСР 1918 г. лишила политических прав бывших полицейских и жандармов, что практически закрывало им путь на службу в рабоче-крестьянскую милицию. Необходимо было ускоренными темпами воспитывать новые кадры в условиях отсутствия специализированных милицейских учебных заведений.

Была предпринята попытка исправить сложившуюся ситуацию путем организации на местах (в губерниях и областях) краткосрочных курсов и школ, в которых представители командного состава могли получить недостающие специальные знания, а рядовые милиционеры - общее просвещение и первоначальные специальные знания. Однако такая форма обучения мало способствовала существенному росту профессионализма кадров НКВД. На улучшение качества подготовки квалифицированных кадров были направлены мероприятия по организации единой сети средних специальных школ милиции (Петроградская, Омская, Новочеркасская, а впоследствии и другие), содержались которые за счет государственного бюджета.

Принятые меры привели к определенным положительным результатам, однако существенно не могли повлиять на уровень профессионализма рядовых кадров милиции и в особенности руководящего состава. Доля лиц, окончивших специальные учебные заведения, среди начальников была крайне мала.

Необходимо было качественно улучшить подготовку руководящих кадров. В связи с этим в июле 1928 г. было принято решение об организации в 1928-1929 гг. в целях повышения квалификации командного состава милиции и уголовного розыска курсов по подготовке высшего начальствующего состава милиции и уголовного розыска.

8 июля 1929 г. Советом Народных Комиссаров Российской Советской Федеративной Социалистической Республики было принято постановление о принятии на госбюджет курсов усовершенствования старшего начсостава административно-милицейского аппарата. Начальником был назначен Евгений Владимирович Знаменский. Первый учебный год на курсах начался в 1929 г. Учебный план, утвержденный НКВД РСФСР 30 октября 1929 г., предусматривал изучение в течение 6 месяцев 23 предметов политического, правового, специального и военного циклов в объеме 1 090 часов. Планом определялась учебная нагрузка слу¬шателей: 7 часов аудиторных занятий под ру-ководством преподавателей и обязательная 3-часовая самостоятельная подготовка. Об¬учение в школе заканчивалось практикой по военному делу. Со дня образования Высших курсов ведет свою историю вся система подго¬товки кадров высшей квалификации для орга¬нов внутренних дел Советского Союза.

В следующем 1930 г. курсы были преоб¬разованы в Центральную высшую школу рабоче-крестьянской милиции со сроком обучения 2 года. В созданной милицейской школе обучение велось в форме лекций и классно-лабораторных занятий, а сама учебная программа и методы преподавания существенно отличались от тех, которые были приняты в средних специальных школах. Все это позволило ЦВШ РКМ стать цен¬тром подготовки квалифицированных специали¬стов для органов внутренних дел. Ее возглавил майор милиции Вольдемар Матвеевич Аударин.

Интересно, что в начале 30-х гг. в ЦВШ по¬мимо образовательной деятельности активно велась культурная работа. Так, по результатам конкурса оркестров гарнизона города Москвы, проходившего с 1 по 15 ноября 1932 г., оркестр Центральной школы милиции был награжден Почетной грамотой и особо выделен за отличную строевую и специальную подготовку.

В целях поднятия квалификации работни¬ков милиции и организации периодического их обучения Народным комиссаром внутренних дел РСФСР В. Н. Толмачевым 8 апреля 1930 г. был подписан приказ, на основании которого «адмотделы должны... добиться, чтобы весь наличный состав милиции на все 100 % отве¬чал своему назначению и имел подготовку:

1) Старший начсостав - в объеме программы Объединенных курсов НКВД усовер¬шенствования старшего начсостава.

2) Средний начсостав - в объеме програм¬мы курса второго года обучения в школах НКВД.

3) Младший начсостав - в объеме програм¬мы курса первого года обучения в школах НКВД.

4) Младшие милицейские работники - в объеме программы курсов для поступающих на должности младших милиционеров».

В 1934 г. ЦВШ РКМ получила статус учебного заведения общесоюзного значения. В ней функционировало два факультета: по подготовке работников милиции и по подго¬товке работников исправительно-трудовых учреждений. Учебное учреждение обеспечи¬вало не только подготовку кадров, здесь про¬водились научные исследования, готовились учебные пособия, разрабатывались научные рекомендации, обобщался передовой опыт деятельности органов НКВД СССР.

В целях разработки мероприятий, содействующих нервно-психическому оздоровлению работников рабоче-крестьянской милиции и повышению успеваемости слушателей, в ян¬варе 1935 г. при Школе был организован пси¬хологический кабинет, в штат которого входили психотехник и консультант-профессор.

С 1936 г. на обучение в школе стали направ¬лять лиц высшего и старшего начальствующего состава РКМ: начальников окружных отде¬лов и их заместителей, начальников городских отделов и их заместителей, начальников рай¬отделов, начальников горотделений и равных им категорий из лиц оперативно-строевого со¬става республиканских, краевых и областных управлений РКМ. К кандидатам предъявля¬лись особые требования: наличие подготовки в пределах четырех классов начальной шко-лы, техническая грамотность, стаж милицейской службы на должностях начсостава не ме¬нее двух лет, возраст - до 35 лет.

14 марта 1937 г. НКВД СССР был подпи¬сан приказ «Об упорядочении школьной под¬готовки РК милиции», на основании которого главной задачей ЦВШ РКМ становилось повы¬шение квалификации начальников районных, городских отделений и отделов управлений РКМ и руководящего состава милиции. Школа была переименована в «Центральную школу РК милиции». В 1938 г. было введено требо¬вание к кандидатам об обязательном наличии общеобразовательной подготовки в объеме пяти классов средней школы.

С 1937 г. при Центральной школе было организовано двухгодичное обучение на от¬делении подготовки экспертов по научно-тех¬нической и розыскной работе численностью 25 человек. Набор слушателей производился из лиц начсостава рабоче-крестьянской мили¬ции. Одно из условий приема - общеобразо¬вательная подготовка в объеме не ниже семи классов средней школы.

В сентябре 1937 г. Центральная школа была преобразована в Центральную школу усовершенствования руководящего начсоста¬ва РК милиции и переведена на годичный срок обучения, что позволило ускорить переподго¬товку кадров командно-оперативного и политического состава РКМ. С этого времени в Школе действуют два специализированных курса: командно-оперативного и политическо¬го состава, к обучению допускаются только лица из начсостава номенклатуры Главного управления РКМ НКВД СССР.

В ноябре 1937 г. на базе Центральной школы усовершенствования руководящего начсостава РКМ была организована Заочная центральная школа рабоче-крестьянской ми¬лиции со сроком обучения 2 года. Таким образом руководство НКВД предприняло попытку расширить охват начальствующего состава РКМ школьной подготовкой.

Выпускники Заочной школы приравнива¬лись в своих правах к выпускникам Центральной школы усовершенствования руководяще¬го начсостава РКМ. Однако заочная форма обучения руководящего начсостава РКМ про¬существовала недолго и была закрыта в связи с началом Великой Отечественной войны.

Для подготовки кадров преподавателей и работников учебно-строевых частей школ милиции при ЦШ РКМ в 1938 г. был создан ин¬ститут аспирантов.

Очередные изменения в Центральной школе усовершенствования руководящего начсостава РК милиции произошли в августе 1940 г. - она была преобразована в Централь¬ную школу милиции НКВД СССР, а срок обучения увеличился до 2 лет.

До Великой Отечественной войны Школой в разные годы руководили полковники милиции Сергей Иванович Аксенов и Василий Андреевич Груднев.

С началом войны решением Правительства часть слушателей и преподавателей были призваны на фронт. Многие из них на¬правлены в состав воинских частей, сформи¬рованных Народным Комиссариатом внутрен¬них дел: истребительного мотострелкового полка УНКВД Москвы и Московской области, который был сформирован в октябре 1941 г. на территории Центральной школы РКМ (Ма¬лый Ивановский пер., д. 2), и Отдельной мото¬стрелковой бригады особого назначения.

Продолжившие обучение слушатели ЦШМ во внеучебное время в случаях объяв¬ления воздушной тревоги принимали актив¬ное участие в работе команд самозащиты при домоуправлениях, при защите города от зажи¬гательных бомб, а также в работе милиции по охране порядка в Москве. Для всего постоян¬ного и переменного состава Школы было установлено обязательное постоянное ношение противогазов во время воздушной тревоги, во время несения службы суточного наряда и при выходе в город.

Защищая страну от захватчиков, погибли 57 человек, в том числе начальник военного цикла А. А. Ошуйко, заместитель начальника учебного отдела Ф. И. Гудков, преподавате¬ли Р. А. Кеворков, А. А. Дербилин, инструктор стрелкового отдела А. П. Филин. Имена погиб¬ших на фронтах Великой Отечественной войны и при выполнении специальных заданий высечены на мемориальной доске в здании Академии управления МВД России.

На время войны было решено проводить обучение слушателей Центральной школы РКМ по двум отделениям: усовершенствова¬ния руководящего начальствующего состава (325 человек, срок обучения - 9 месяцев) и научно-техническому отделению (75 человек, срок обучения - 1 год). На научно-техническое отделение прием производился через партий¬ные и комсомольские организации граждан, не подлежащих призыву в Красную Армию.

Очередное комплектование Центральной школы РКМ проводилось в два этапа: первый - к 1 сентября, второй - к 15 октября 1941 г. Не¬смотря на трудности наступившего военного времени, в октябре на первый курс было за¬числено 209 слушателей, из них 8 – женщины.

Личный состав школы находился на казарменном положении и в свободное от учебы время нес службу по охране общественного поряд¬ка в столице. По ночам сотрудники и слушатели дежурили на крыше Школы, спасая ее от «зажигалок», а утром - продолжали свои занятия.

Согласно архивным материалам Ака¬демии управления МВД России в ночь с 1 на 2 августа 1941 г. Центральная школа мили¬ции подверглась бомбардировке авиазажи¬гательными бомбами. На территорию Школы были сброшены шесть бомб, которые были ликвидированы без последствий. Приказом начальника Школы майора милиции Николая Густавовича Чарского всему составу пожар-ного отделения, группы самозащиты из слуша¬тельского состава и всему дежурному наряду Школы была объявлена благодарность.

В октябре 1941 г. в связи с приближением линии фронта к Москве Центральная школа РКМ была эвакуирована. Накануне эвакуации из числа постоянного состава Школы было уволено около 140 человек, остальные (не более 30 человек) были вывезены в г. Горький. Там личный состав Школы нес службу по ох¬ране железнодорожных коммуникаций, обеспечивал контрольно-пропускной режим на шоссейных дорогах, вокзале, в других местах.

Школа снова была переведена в столицу в феврале 1942 г. С марта 1942 г. возглавив¬ший Центральную школу НКВД СССР полков¬ник милиции Сергей Дмитриевич Соловьев и его коллеги ощутили трудности в организа¬ции учебно-воспитательного процесса. А про¬явились они прежде всего в том, что не было стабильных учебных планов: обучение прохо¬дило по индивидуальным планам, которые по¬стоянно подвергались изменениям (зачастую в ходе учебного процесса). Учебные занятия начинались по мере комплектования отдельных потоков, выпуски слушателей производи¬лись иногда досрочно.

Занятия проводились главным образом руководящими работниками НКВД, так как штат преподавателей Школы был сведен до минимума. Например, в 1942 г. в Школе было всего 16 преподавателей, а выпустила она свыше тысячи слушателей. Тогда же возникла необходимость многопрофильной подготовки.

Школа готовила оперативный состав тер¬риториальной и транспортной милиции, политработников органов и частей милиции, экспертов-криминалистов, переводчиков и других специалистов.

Очередные изменения были связаны с реорганизацией органов внутренних дел и государственной безопасности. 2 июля 1943 г. Цен¬тральная школа милиции была преобразована в Высшую школу НКВД СССР. Обучение было ориентировано на следующие категории слушателей: сотрудники милиции и исправительно-трудовых учреждений, переводчики для работы с военнопленными (преподавались немецкий, английский, польский, финский, ту¬рецкий и фарсидский языки), преподаватели специальных дисциплин для периферийных средних школ НКВД СССР.

Отделение подготовки руководящего состава теперь комплектовалось сотрудниками НКВД, работавшими в органах не менее двух лет, подлежащими выдвижению на руководящие должности начальников отделов или их заместителей. Кандидаты на учебу должны были иметь образование не ниже 7 классов средней школы, возраст не старше 35 лет. На отделение усовершенствования начальствующего состава командировались сотрудники НКВД, занимавшие руководящие должности, но нуждающиеся в специальной подготовке или состоящие в резерве для выдвижения на вышестоящую должность. Их возраст не должен был превышать 45 лет.

Для покрытия имеющегося некомплек¬та шифровальщиков 2-го спецотдела НКВД СССР в феврале 1944 г. при Высшей школе были организованы единовременные двухме¬сячные курсы шифровальщиков.

При освобождении от врага западных об¬ластей и республик Советского Союза мно¬гие слушатели Школы 2-го года обучения по приказу Наркомата направлялись на работу в освобожденные районы, а также на выполнение различных оперативных заданий. И степень их сложности зачастую была велика.

После окончания Великой Отечественной войны появились необходимые условия для дальнейшего развития организационно-мето¬дической и научной работы. В мае 1945 г. при Высшей школе НКВД СССР был создан Учеб¬ный совет. В него вошли: начальник Главно¬го управления НКВД СССР по борьбе с бандитизмом комиссар госбезопасности 3 ранга А. М. Леонтьев; начальник отдела контрразведки НКВД СССР «СМЕРШ» комиссар госбезопасности В. И. Смирнов; заместитель начальника Главного управления милиции НКВД СССР комиссар милиции 2 ранга Н. И. Антонов; начальник 1-го Спецотдела НКВД СССР полковник госбезопасности А. С. Кузнецов; заместитель начальника секретариата НКВД СССР полковник госбезопасности Б. А. Людвигов; помощник начальника отдела кадров НКВД СССР полковник госбезопасности Смирнов, заместитель начальника Высшей школы НКВД СССР подполковник госбезопас¬ности Клочков. Возглавлял совет начальник Высшей школы НКВД СССР полковник гос¬безопасности Александр Николаевич Пнев.

На членов Учебного совета возлагались обязанности по рассмотрению учебных материалов и пособий по спецдисциплинам, подготов¬ке учебных планов и программ по социально-э¬кономическим, юридическим, специальным и военным дисциплинам, методических разработок и указаний.

В ноябре 1945 г. в Высшей школе НКВД СССР были установлены следующие сроки обу¬чения и профили подготовки и переподготовки: курс подготовки оперативного состава органов НКВД СССР численностью 200 человек со сроком обучения два года;

курс подготовки преподавательского состава по спецдисциплинам для межобластных школ НКВД и милиции численностью 50 человек со сроком обучения два года;

курс переподготовки руководящего состава органов НКВД и милиции численностью 100 человек со сроком обучения шесть месяцев;

курс переподготовки преподавательского состава спецдисциплин межобластных школ НКВД и милиции численностью 25 человек со сроком обучения шесть месяцев;

курс подготовки экспертов-криминалистов численностью 60 человек со сроком обучения два года.

С марта 1946 г. Школа стала называться Высшей школой МВД СССР, а в ноябре 1946 г. была переименована в Высшую офицерскую школу МВД СССР.

На курсах переподготовки при Школе были созданы две группы:

для высшего руководящего состава МВД, УМВД со сроком обучения один год; для начальников отделов МВД, УМВД, их заместителей, начальников городских и районных отделов МВД со сроком обучения один год.

Высшая офицерская школа МВД СССР в правовом отношении приравнивалась к самостоятельному оперативному управлению МВД СССР.

В 1946 г. в Школе существовало четыре кафедры, одной из которых была кафедра юридических дисциплин во главе с доцентом М. И. Якубовичем. Кафедра объединяла все юридические дисциплины - теорию государ¬ства и права, историю государства и права, государственное, финансовое, администра¬тивное, уголовное право, уголовный процесс, гражданское право, гражданский процесс, зе¬мельное и колхозное право. Наибольшее ко¬личество часов по учебному плану отводилось на уголовное право и уголовный процесс.

С февраля 1947 г. в Высшей офицерской школе МВД СССР были введены в действие новые учебные планы.

Юридический цикл включал: теорию госу¬дарства и права, историю политических и пра¬вовых учений, историю государства и права, государственное, административное, уголов¬ное, гражданское право, уголовный процесс, судебное право (судоустройство и граждан¬ский процесс), международное право, крими¬налистику, финансовое право, судебную ме¬дицину и судебную психиатрию.

Кроме того, факультативно были введены: русский язык и литература, культура и ис¬кусство речи, фотография и автодело.

До июля 1947 г. основой учебно-методической организации Школы являлись цикловые и предметные комиссии, непосредственно осуществлявшие учебно-методическую работу. Цикловые комиссии возглавлялись руководителями циклов, а предметные - старшими преподавателями.

В июле 1947 г. в Высшей офицерской школе МВД СССР были созданы факультеты. Основными учебными и научными организа¬циями Школы, непосредственно осуществля¬ющими учебную, методическую и научно-исследовательскую работу, стали кафедры, в частности кафедры социально-экономических дисциплин, агентурно-оперативной рабо¬ты органов МВД, следственной работы органов МВД, государственного права, уголовного права и процесса, иностранных языков, военных дисциплин.

В 1947 г. в Школе организовано заочное отделение, которое впоследствии было реорганизовано в факультет.

Вначале на заочное обучение зачислялись сотрудники органов внутренних дел без вступительных экзаменов и независимо от на¬ личия среднего образования. Заочники обуча¬лись в течение четырех лет. В 1947/48 учебном году были созданы учебно-консультационные пункты Высшей офицерской школы в Москве, Ленинграде, Киеве, Баку, Минске, Алма-Ате, Свердловске, Казани, Саратове и Иркутске, в декабре 1950 г. - в Ростове-на-Дону и Таш¬кенте. В 1951 г. факультет заочного обучения произвел первый выпуск 342 слушателей.

В октябре 1949 г. было принято поста¬новление Совета Министров СССР № 4723- 1815сс о передаче милиции в состав МГБ. Данная мера была вызвана временным рас¬ширением функций милиции по обеспечению государственной безопасности, необходимо¬стью обеспечения более тесного взаимодей¬ствия органов госбезопасности и милиции в борьбе с преступностью. В связи с переда¬чей пограничных войск и милиции из Мини¬стерства внутренних дел СССР в Министер¬ство государственной безопасности Высшая офицерская школа МВД СССР была разде¬лена. В МВД СССР продолжала функциони¬ровать Высшая офицерская школа, которую возглавил генерал-майор Анисимов Сергей Васильевич, а в МГБ СССР была создана Высшая школа милиции МГБ СССР.

Поскольку в то время Высшая школа ми¬лиции МГБ СССР не являлась высшим учеб¬ным заведением, Министерство высшего об¬разования СССР разрешило Всесоюзному юридическому заочному институту зачислять на старшие курсы института лиц, окончивших Высшую школу милиции и имеющих среднее образование, с зачетом ряда дисциплин, ко¬торые они изучали в Высшей школе милиции. В 1952 г. 46 таких слушателей сдали государ¬ственные экзамены в ВЮЗИ и получили дип-ломы о высшем юридическом образовании.

В начале 50-х гг. в Высшей школе путем разделения многопредметных кафедр и созда¬ния новых были образованы кафедры истории КПСС, марксистско-ленинской философии и основ научного коммунизма, политической экономии, государственно-правовых дисци¬плин, уголовного права, уголовного процесса, административного права, исправительно-тру¬дового права, оперативной работы, граждан¬ско-правовых дисциплин, физической подго¬товки, иностранных языков, русского языка.

Новые преобразования произошли в июле 1952 г., когда Высшая офицерская школа была переименована в Высшую школу усовершенствования руководящего состава МВД СССР. Переподготовка кадров велась по двум профилям: заместители министров внутренних дел союзных и автономных республик, начальники и заместители начальников УМВД краев и областей, начальники ИТЛ и их заместители;

начальники предприятий горной и гор¬но-металлургической промышленности МВД СССР и их заместители (от начальников участков, приисков и выше).

В 1952/53 учебном году по первому профилю проходили обучение 200 слушателей, по второму - 100.

В августе 1953 г. Высшая школа усовер¬шенствования руководящего состава МВД СССР была расформирована, личный состав Школы направлен на укомплектование фор¬мируемой Московской школы подготовки начальствующего состава милиции, учебно-материальная база передана Высшей школе милиции.

В Высшей школе милиции МГБ СССР обучение велось высококвалифицированным преподавательским коллективом.

В начале 50-х гг. административные органы нуждались в специалистах высшей квалификации. В связи с этим в июне 1952 г. Сове¬том Министров СССР было принято решение о преобразовании Высшей школы милиции МГБ СССР в высшее учебное заведение с пра¬вом выдачи выпускникам диплома единого образца о высшем юридическом образовании по специальности «Правоведение». Срок обу¬чения в Школе теперь составлял 3 года. Так¬же в соответствии с требованиями, предъяв-ляемыми к высшим учебным заведениям, был перестроен учебный процесс.

В марте 1953 г., после объединения МВД СССР и МГБ СССР на основании зако¬на «О преобразовании министерств СССР» в единое министерство, Высшая школа милиции МГБ СССР стала именоваться Высшей школой милиции МВД СССР.

С октября 1953 г. при Высшей школе ми¬лиции МВД СССР начал свою работу специ¬альный факультет по подготовке кадров для зарубежных органов внутренних дел. За пери¬од с 1953 по 1959 гг. было подготовлено для органов внутренних дел Албании 46 специали¬стов, Болгарии - 113, Венгрии - 97, ГДР - 211, Монголии - 133, Польши - 9, Румынии - 128, Чехословакии - 96 сотрудников. Тогда же, в октябре 1953 г., в Высшей школе милиции МВД СССР в целях улучшения научной и учеб¬ной работы был создан Совет школы.

На основании принятого 12 марта 1954 г. постановления ЦК КПСС «Об основных задачах МВД» Министерство потребовало от по- литорганов и партийных организаций милиции резкого улучшения общей и специальной под¬готовки сотрудников всех служб, повышения культуры в работе, укрепления связей с обще¬ственностью.

Руководителями в период с января 1948 г. по октябрь 1954 г. были генерал-майоры Сер¬гей Васильевич Анисимов, Евгений Иванович Борисоглебский и Федор Сергеевич Майоров.

С 1 октября 1954 г. на базе Высшей шко¬лы милиции МВД СССР организуется Высшая школа МВД СССР, ставшая высшим специаль¬ным учебным заведением МВД СССР, имев¬шим своей целью подготовку для органов внутренних дел и исправительно-трудовых уч¬реждений квалифицированных оперативных и следственных работников с высшим юриди¬ческим образованием. Начальником Школы был назначен А. П. Логвинов.

В соответствии с постановлением колле¬гии МВД СССР от 30 августа 1954 г. «Об ор¬ганизации переподготовки кадров началь¬ствующего состава исправительно-трудовых лагерей и колоний через систему имеющихся в МВД учебных заведений и путем создания краткосрочных курсов» в ноябре 1954 г. при Высшей школе МВД СССР были организо¬ваны шестимесячные курсы переподготовки начальников УИТЛ-УИТЛК-ОИТК и их заместителей.

В Высшую школу МВД СССР для работы были приглашены видные ученые, а также опытные практические работники: профессо¬ра С. С. Студенкин и А. И. Винберг, комиссары милиции 3 ранга А. И. Соловьев, Д. Е. Лебин и другие.

Школа имела в своем составе: основной факультет со сроком обучения три года, гото¬вивший кадры для работы в органах милиции и ИТУ; курсы усовершенствования руководя¬щего состава органов МВД СССР со сроком обучения один год; факультет заочного обучения со сроком обучения 4 года.

Выпускникам Высшей школы выдавался диплом с присвоением квалификации юриста. В марте 1957 г. при Высшей школе МВД СССР была организована адъюнктура для подготовки научно-педагогических и научных кадров по специальностям: «Административ¬ное право», «Исправительно-трудовое пра¬во», «Уголовный процесс и криминалистика». А уже менее чем через год Совету Высшей школы МВД было предоставлено право при¬нимать к защите диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук. И это право отстоял руководитель Высшей школы МВД СССР полковник внутренней службы Николай Михайлович Буланов, воз¬главлявший ее в период с 1957 по 1961 гг.

1 сентября 1957 г. обучение слушате¬лей основного факультета началось в новом учебном корпусе на Новоподмосковной ули¬це (ныне улица Зои и Александра Космоде¬мьянских, где сейчас расположена Академия управления МВД России). В занимаемых ранее помещениях в д. № 2 по Малому Ивановскому переулку разместились специальный факуль¬тет, факультет заочного обучения и курсы усовершенствования руководящих работни¬ков учреждений внутренних дел.

На заседании Коллегии МВД СССР в апре¬ле 1957 г. обсуждался вопрос «О состоянии и мерах улучшения подготовки и переподго¬товки кадров ИТК и лагерей МВД СССР». Была отмечена недостаточная численность подго¬тавливаемого в учебных заведениях началь¬ствующего состава и выделяемых по плану межведомственного распределения специали¬стов, не способная удовлетворить потребно¬сти ИТУ в квалифицированных кадрах.

В 1957/58 учебном году с целью преодо¬ления сложившейся ситуации в Высшей шко¬ле было создано отделение подготовки руко¬водящих работников для ИТУ МВД СССР по соответствующему учебному плану с приемом в 1957 г. на первый курс очного отделения 100 слушателей.

Тогда же в составе Высшей школы МВД СССР на базе Высших пожарно-технических курсов МВД СССР был организован факультет по подготовке инженеров противопожарной техники и безопасности. Комплектование фа¬культета слушателями проводилось началь¬ствующим составом частей и учреждений по¬жарной охраны МВД СССР, имевшим среднее общее и специальное пожарно-техническое образование и практический стаж работы на должностях начальствующего состава не ме¬нее трех лет. При факультете были сохранены курсы усовершенствования руководящего со¬става частей и учреждений пожарной охраны МВД СССР численностью переменного соста¬ва 50 человек со сроком обучения 11 месяцев. В 1966 г. на факультете было создано отделе¬ние по подготовке инженеров-строителей для войск МВД СССР.

С 10 января 1958 г. при Высшей школе МВД СССР в целях повышения теоретической и методической подготовки преподаватель¬ского состава специальных дисциплин школ милиции были организованы соответствующие курсы численностью 25 человек со сроком обучения четыре месяца. На курсы направля¬лись старшие преподаватели и преподаватели специальных дисциплин школ милиции.

С марта 1958 г. Высшая школа готовила работников с высшим юридическим образова¬нием для замещения вакантных должностей начальствующего состава в учреждениях Ми¬нистерства внутренних дел, с высшим техни¬ческим образованием для военизированной пожарной охраны, научно-педагогические и научные кадры. Образовательный процесс в Школе был распределен следующим обра¬зом: юридический факультет (основной) со сроком обучения три года и три месяца; фа¬культет заочного обучения со сроком обу¬чения четыре года с отделениями в Ленин¬граде, Алма-Ате и Хабаровске (с 1957 г.), Киеве (с 1957 г. по сентябрь 1958 г.), Ташкенте и Минске (с 1958 г.), Омске (с 1960 г.), Сверд¬ловске, Ростове-на-Дону, Орле (с 1961 г.), Ир¬кутске, Перми, Саратове (с 1962 г.), Москве (с 1963 г.); факультет по подготовке инжене¬ров противопожарной техники и безопасности (основной) со сроком обучения четыре года; отделение заочного обучения факультета по подготовке инженеров противопожарной техники и безопасности со сроком обучения пять лет; курсы усовершенствования руково¬дящего состава МВД СССР со сроком обуче¬ния 11 месяцев; адъюнктуру; филиал в Киеве (с сентября 1958 г.) со сроком обучения на ос¬новном отделении три года и три месяца, а на отделении заочного обучения - четыре года. В 1958/59 учебном году было организовано отделение по подготовке кадров с высшим юридическим образованием для научно-тех¬нических аппаратов милиции численностью 75 человек со сроком обучения три года и три месяца за счет существующей численности слушательского состава основного (юридиче¬ского) факультета.

При приеме в Высшую школу МВД СССР к кандидатам из числа начальствующего и офицерского состава предъявлялись сле¬дующие требования: наличие среднего обра¬зования; соответствующий уровень состоя¬ния здоровья; положительная аттестация по службе; возраст не старше 35 лет (при по¬ступлении на факультет заочного обучения возраст не имел значения). Поступающие на факультет по подготовке инженеров проти¬вопожарной техники и безопасности должны были иметь стаж работы в военизированной пожарной охране на должностях среднего или старшего начальствующего состава не менее трех лет при условии окончания трехгодично- го пожарно-технического училища (пожарного техникума) или двухгодичных Высших пожар- но-технических курсов МВД СССР.

Для приема в адъюнктуру при Высшей школе МВД СССР сотрудникам органов внут¬ренних дел в возрасте не старше 40 лет необ¬ходимо было иметь законченное высшее об¬разование по избранной специальности, стаж научной, педагогической или оперативной ра¬боты не менее трех лет, а также способности к научно-исследовательской работе.

Совет Высшей школы МВД СССР с апре¬ля 1958 г. получил право принимать к защи¬те диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук по следующим специальностям: исправительно-трудовое право, административное право, криминали¬стика, уголовный процесс, уголовное право.

В 1960 г. на базе филиала в Киеве соз¬дается Высшая школа Министерства внут¬ренних дел Украинской Советской Социа¬листической Республики. В 1964 и 1965 гг. Алма-Атинское и Минское отделения факуль¬тета заочного обучения были преобразованы в факультеты Высшей школы МВД СССР со стационарным и заочным обучением; Ленин¬градское, Московское и Ташкентское отде-ления - в факультеты с заочным и вечерним обучением. В 1965 г. на базе Омского отделе¬ния факультета заочного обучения и Омской специальной средней школы милиции созда¬на Омская высшая школа милиции. В 1966 г. этой школе были переданы Иркутское и Ха¬баровское отделения факультета заочного обучения Высшей школы МВД СССР. На базе Ташкентского факультета заочного обуче¬ния в 1967 г. открылась Ташкентская высшая школа милиции.

На посту начальника Высшей школы пол¬ковника внутренней службы Н. М. Буланова сменил генерал внутренней службы 3-го ранга Леонид Дмитриевич Лукоянов.

С февраля 1960 г. производится перепод¬чинение Высшей школы от МВД СССР к МВД РСФСР. В дальнейшем школа именовалась: с сентября 1962 г. - Высшая школа Министер¬ства охраны общественного порядка РСФСР; с декабря 1966 г. - Высшая школа Министер¬ства охраны общественного порядка СССР; с сентября 1967 г. по январь 1974 г. - Высшая школа МВД СССР. В Высшей школе сформировался высоко¬квалифицированный коллектив профессоров и преподавателей. Среди них - известные уче¬ные юристы: член-корреспондент Академии наук СССР М. С. Строгович, член-корреспондент Академии наук СССР Г. А. Аксененок, заслуженные деятели науки РСФСР профес¬сора А. А. Герцензон, А. Ф. Клейнман, Н. И. За- городников, Н. А. Стручков, Р. С. Белкин, С. В. Бородин, И. Д. Перлов, В. Ф. Кириченко, А. Г. Лекарь, Б. С. Утевский и др. Начальни-ками Высшей школы были Аркадий Павлович Логвинов, Николай Михайлович Буланов, Лео¬нид Дмитриевич Лукоянов, Николай Иванович Загородников. В конце 60-х - начале 70-х гг. из малоизвестного ведомственного вуза Высшая школа МВД СССР превратилась в авторитет¬ное высшее юридическое учебное заведение. Несомненная заслуга в этом принадлежит ге¬нерал-майору внутренней службы Николаю Ивановичу Загородникову. Он добился созда¬ния при школе диссертационного совета, рас¬ширил адъюнктуру, благодаря чему Высшая школа пополнилась молодыми талантливыми учеными и педагогами.

При его непосредственном участии было открыто пять факультетов и отделений Выс¬шей школы, на базе которых впоследствии в СССР возникли самостоятельные высшие учебные заведения Министерства внутрен¬них дел.

Коренным образом улучшилось проведе¬ние практических занятий по специальным и юридическим дисциплинам. Слушатели вы¬пускных курсов направлялись в учреждения внутренних дел для прохождения стажировки на должностях, на которые предполагалось их назначить по окончании Школы.

Научная работа была приближена к ре¬шению практических задач, стоящих перед органами внутренних дел. Основное внимание в научной работе уделялось изучению и обоб¬щению передового опыта работы учреждений внутренних дел и разработке на этой основе предложений о внедрении и распространении новых методов работы. Были разработаны и изданы все необходимые учебники и учеб¬но-методические пособия для основного фа¬культета, а также для заочных, вечерних от¬делений и специальных средних школ.

Большой авторитет Высшей школы - старейшего вуза органов внутренних дел, ее мощная материальная, учебная, научная база показали, что это учебное заведение может стать фундаментом для организации подго¬товки руководящих кадров для органов внут¬ренних дел.

Именно на базе Высшей школы Министер¬ства внутренних дел Союза Советских Социа¬листических Республик и была сформирована Академия.