История академии

Вопрос о создании для полицейских учебных заведений, которые давали бы среднее общее и профессиональное образование, обсуждался еще при подготовке реформы полиции Председателем Совета Министров и Министром внутренних дел Российской империи П. А. Столыпиным. Наличие общего и специального образования у полицейского должно было поднять не только его профессионализм, но и престиж в обществе.

Как отмечалось в передовой статье журнала «Вестник полиции» за 1909 г., «Полиция наша давно уже имеет мечты о собственном образовании...». Но эти мечты в Российской империи осуществиться не успели.

Также не успело решить поставленную летом 1917 г. задачу создания в Москве школы милиции Временное правительство.

После создания 10 ноября 1917 г. рабочей (ставшей вскоре рабоче-крестьянской) милиции вопрос о профессиональной подготовке советского милиционера некоторое время не поднимался. Служба в рабоче-крестьянской милиции осуществлялась не на профессиональной основе, а в виде кратковременной «милицейской повинности».

Широкомасштабная гражданская война заставила советскую власть создать в 1918 г. постоянную, штатную, профессиональную милицию, что и породило вопрос о необходимости подготовки, образования советского милиционера.

В крупных городах создавались милицейские клубы, в которых действовали многочисленные кружки и курсы, где сотрудники милиции и члены их семей могли заняться различными видами творчества, прослушать лекции по истории, литературе, искусству. Советская власть исходила из того, что ей необходим грамотный, культурный, вызывающий доверие и уважение у населения милиционер.

Проблемы охраны общественного порядка и борьбы с преступностью должны были решиться после окончания гражданской войны и мировой революции. Когда гражданская война закончилась, а мировая революция так и не началась, власть осознала, что предстоит долгий период построения социализма, когда будут существовать социальные противоречия, конфликты и проблемы преступности.

Возникла острая потребность в профессионально подготовленном милиционере. Проблема осложнялась тем, что Конституция РСФСР 1918 г. лишила политических прав бывших полицейских и жандармов, что практически закрывало им путь на службу в рабоче-крестьянскую милицию. Необходимо было ускоренными темпами воспитывать новые кадры в условиях отсутствия специализированных милицейских учебных заведений.

Была предпринята попытка исправить сложившуюся ситуацию путем организации на местах (в губерниях и областях) краткосрочных курсов и школ, в которых представители командного состава могли получить недостающие специальные знания, а рядовые милиционеры - общее просвещение и первоначальные специальные знания. Однако такая форма обучения мало способствовала существенному росту профессионализма кадров НКВД. На улучшение качества подготовки квалифицированных кадров были направлены мероприятия по организации единой сети средних специальных школ милиции (Петроградская, Омская, Новочеркасская, а впоследствии и другие), содержались которые за счет государственного бюджета.

Принятые меры привели к определенным положительным результатам, однако существенно не могли повлиять на уровень профессионализма рядовых кадров милиции и в особенности руководящего состава. Доля лиц, окончивших специальные учебные заведения, среди начальников была крайне мала.

Необходимо было качественно улучшить подготовку руководящих кадров. В связи с этим в июле 1928 г. было принято решение об организации в 1928-1929 гг. в целях повышения квалификации командного состава милиции и уголовного розыска курсов по под¬готовке высшего начальствующего состава милиции и уголовного розыска.

8 июля 1929 г. Советом Народных Комиссаров Российской Советской Федеративной Социалистической Республики было принято постановление о принятии на госбюджет кур¬сов усовершенствования старшего начсостава административно-милицейского аппарата. Начальником был назначен Евгений Владимирович Знаменский. Первый учебный год на курсах начался в 1929 г. Учебный план, утвержденный НКВД РСФСР 30 октября 1929 г., предусматривал изучение в течение 6 месяцев 23 предметов политического, правового, специального и военного циклов в объеме 1 090 часов. Планом определялась учебная нагрузка слушателей: 7 часов аудиторных занятий под руководством преподавателей и обязательная 3-часовая самостоятельная подготовка. Об¬учение в школе заканчивалось практикой по военному делу. Со дня образования Высших курсов ведет свою историю вся система подготовки кадров высшей квалификации для органов внутренних дел Советского Союза.

В следующем 1930 г. курсы были преобразованы в Центральную высшую школу рабоче-крестьянской милиции со сроком обучения 2 года. В созданной милицейской школе обучение велось в форме лекций и классно-лабораторных занятий, а сама учебная программа и методы преподавания существенно отличались от тех, которые были приняты в средних специальных школах. Все это позволило ЦВШ РКМ стать центром подготовки квалифицированных специалистов для органов внутренних дел. Ее возглавил майор милиции Вольдемар Матвеевич Аударин.

Интересно, что в начале 30-х гг. в ЦВШ по¬мимо образовательной деятельности активно велась культурная работа. Так, по результатам конкурса оркестров гарнизона города Москвы, проходившего с 1 по 15 ноября 1932 г., оркестр Центральной школы милиции был награжден Почетной грамотой и особо выделен за отличную строевую и специальную подготовку.

В целях поднятия квалификации работников милиции и организации периодического их обучения Народным комиссаром внутренних дел РСФСР В. Н. Толмачевым 8 апреля 1930 г. был подписан приказ, на основании которого «адмотделы должны... добиться, чтобы весь наличный состав милиции на все 100 % отвечал своему назначению и имел подготовку:

1) Старший начсостав - в объеме программы Объединенных курсов НКВД усовершенствования старшего начсостава.

2) Средний начсостав - в объеме программы курса второго года обучения в школах НКВД.

3) Младший начсостав - в объеме программы курса первого года обучения в школах НКВД.

4) Младшие милицейские работники - в объеме программы курсов для поступающих на должности младших милиционеров».

В 1934 г. ЦВШ РКМ получила статус учебного заведения общесоюзного значения. В ней функционировало два факультета: по подготовке работников милиции и по подготовке работников исправительно-трудовых учреждений. Учебное учреждение обеспечивало не только подготовку кадров, здесь про¬водились научные исследования, готовились учебные пособия, разрабатывались научные рекомендации, обобщался передовой опыт деятельности органов НКВД СССР.

В целях разработки мероприятий, содействующих нервно-психическому оздоровлению работников рабоче-крестьянской милиции и повышению успеваемости слушателей, в январе 1935 г. при Школе был организован психологический кабинет, в штат которого входили психотехник и консультант-профессор.

С 1936 г. на обучение в школе стали направлять лиц высшего и старшего начальствующего состава РКМ: начальников окружных отделов и их заместителей, начальников городских отделов и их заместителей, начальников райотделов, начальников горотделений и равных им категорий из лиц оперативно-строевого состава республиканских, краевых и областных управлений РКМ. К кандидатам предъявлялись особые требования: наличие подготовки в пределах четырех классов начальной шко-лы, техническая грамотность, стаж милицейской службы на должностях начсостава не менее двух лет, возраст - до 35 лет.

14 марта 1937 г. НКВД СССР был подписан приказ «Об упорядочении школьной под¬готовки РК милиции», на основании которого главной задачей ЦВШ РКМ становилось повышение квалификации начальников районных, городских отделений и отделов управлений РКМ и руководящего состава милиции. Школа была переименована в «Центральную школу РК милиции». В 1938 г. было введено требование к кандидатам об обязательном наличии общеобразовательной подготовки в объеме пяти классов средней школы.

С 1937 г. при Центральной школе было организовано двухгодичное обучение на отделении подготовки экспертов по научно-технической и розыскной работе численностью 25 человек. Набор слушателей производился из лиц начсостава рабоче-крестьянской милиции. Одно из условий приема - общеобразовательная подготовка в объеме не ниже семи классов средней школы.

В сентябре 1937 г. Центральная школа была преобразована в Центральную школу усовершенствования руководящего начсостава РК милиции и переведена на годичный срок обучения, что позволило ускорить переподготовку кадров командно-оперативного и политического состава РКМ. С этого времени в Школе действуют два специализированных курса: командно-оперативного и политического состава, к обучению допускаются только лица из начсостава номенклатуры Главного управления РКМ НКВД СССР.

В ноябре 1937 г. на базе Центральной школы усовершенствования руководящего начсостава РКМ была организована Заочная центральная школа рабоче-крестьянской милиции со сроком обучения 2 года. Таким образом руководство НКВД предприняло попытку расширить охват начальствующего состава РКМ школьной подготовкой.

Выпускники Заочной школы приравнивались в своих правах к выпускникам Центральной школы усовершенствования руководящего начсостава РКМ. Однако заочная форма обучения руководящего начсостава РКМ про¬существовала недолго и была закрыта в связи с началом Великой Отечественной войны.

Для подготовки кадров преподавателей и работников учебно-строевых частей школ милиции при ЦШ РКМ в 1938 г. был создан институт аспирантов.

Очередные изменения в Центральной школе усовершенствования руководящего начсостава РК милиции произошли в августе 1940 г. - она была преобразована в Центральную школу милиции НКВД СССР, а срок обучения увеличился до 2 лет.

До Великой Отечественной войны Школой в разные годы руководили полковники милиции Сергей Иванович Аксенов и Василий Андреевич Груднев.

С началом войны решением Правительства часть слушателей и преподавателей были призваны на фронт. Многие из них направлены в состав воинских частей, сформированных Народным Комиссариатом внутренних дел: истребительного мотострелкового полка УНКВД Москвы и Московской области, который был сформирован в октябре 1941 г. на территории Центральной школы РКМ (Малый Ивановский пер., д. 2), и Отдельной мотострелковой бригады особого назначения.

Продолжившие обучение слушатели ЦШМ во внеучебное время в случаях объявления воздушной тревоги принимали активное участие в работе команд самозащиты при домоуправлениях, при защите города от зажигательных бомб, а также в работе милиции по охране порядка в Москве. Для всего постоянного и переменного состава Школы было установлено обязательное постоянное ношение противогазов во время воздушной тревоги, во время несения службы суточного наряда и при выходе в город.

Защищая страну от захватчиков, погибли 57 человек, в том числе начальник военного цикла А. А. Ошуйко, заместитель начальника учебного отдела Ф. И. Гудков, преподаватели Р. А. Кеворков, А. А. Дербилин, инструктор стрелкового отдела А. П. Филин. Имена погибших на фронтах Великой Отечественной войны и при выполнении специальных заданий высечены на мемориальной доске в здании Академии управления МВД России.

На время войны было решено проводить обучение слушателей Центральной школы РКМ по двум отделениям: усовершенствования руководящего начальствующего состава (325 человек, срок обучения - 9 месяцев) и научно-техническому отделению (75 человек, срок обучения - 1 год). На научно-техническое отделение прием производился через партийные и комсомольские организации граждан, не подлежащих призыву в Красную Армию.

Очередное комплектование Центральной школы РКМ проводилось в два этапа: первый - к 1 сентября, второй - к 15 октября 1941 г. Не¬смотря на трудности наступившего военного времени, в октябре на первый курс было зачислено 209 слушателей, из них 8 – женщины.

Личный состав школы находился на казарменном положении и в свободное от учебы время нес службу по охране общественного порядка в столице. По ночам сотрудники и слушатели дежурили на крыше Школы, спасая ее от «зажигалок», а утром - продолжали свои занятия.

Согласно архивным материалам Академии управления МВД России в ночь с 1 на 2 августа 1941 г. Центральная школа милиции подверглась бомбардировке авиазажигательными бомбами. На территорию Школы были сброшены шесть бомб, которые были ликвидированы без последствий. Приказом начальника Школы майора милиции Николая Густавовича Чарского всему составу пожарного отделения, группы самозащиты из слушательского состава и всему дежурному наряду Школы была объявлена благодарность.

В октябре 1941 г. в связи с приближением линии фронта к Москве Центральная школа РКМ была эвакуирована. Накануне эвакуации из числа постоянного состава Школы было уволено около 140 человек, остальные (не более 30 человек) были вывезены в г. Горький. Там личный состав Школы нес службу по ох¬ране железнодорожных коммуникаций, обеспечивал контрольно-пропускной режим на шоссейных дорогах, вокзале, в других местах.

Школа снова была переведена в столицу в феврале 1942 г. С марта 1942 г. возглавивший Центральную школу НКВД СССР полковник милиции Сергей Дмитриевич Соловьев и его коллеги ощутили трудности в организации учебно-воспитательного процесса. А проявились они прежде всего в том, что не было стабильных учебных планов: обучение проходило по индивидуальным планам, которые постоянно подвергались изменениям (зачастую в ходе учебного процесса). Учебные занятия начинались по мере комплектования отдельных потоков, выпуски слушателей производились иногда досрочно.

Занятия проводились главным образом руководящими работниками НКВД, так как штат преподавателей Школы был сведен до минимума. Например, в 1942 г. в Школе было всего 16 преподавателей, а выпустила она свыше тысячи слушателей. Тогда же возникла необходимость многопрофильной подготовки.

Школа готовила оперативный состав территориальной и транспортной милиции, политработников органов и частей милиции, экспертов-криминалистов, переводчиков и других специалистов.

Очередные изменения были связаны с реорганизацией органов внутренних дел и государственной безопасности. 2 июля 1943 г. Центральная школа милиции была преобразована в Высшую школу НКВД СССР. Обучение было ориентировано на следующие категории слушателей: сотрудники милиции и исправительно-трудовых учреждений, переводчики для работы с военнопленными (преподавались немецкий, английский, польский, финский, турецкий и фарсидский языки), преподаватели специальных дисциплин для периферийных средних школ НКВД СССР.

Отделение подготовки руководящего состава теперь комплектовалось сотрудниками НКВД, работавшими в органах не менее двух лет, подлежащими выдвижению на руководящие должности начальников отделов или их заместителей. Кандидаты на учебу должны были иметь образование не ниже 7 классов средней школы, возраст не старше 35 лет. На отделение усовершенствования начальствующего состава командировались сотрудники НКВД, занимавшие руководящие должности, но нуждающиеся в специальной подготовке или состоящие в резерве для выдвижения на вышестоящую должность. Их возраст не должен был превышать 45 лет.

Для покрытия имеющегося некомплекта шифровальщиков 2-го спецотдела НКВД СССР в феврале 1944 г. при Высшей школе были организованы единовременные двухмесячные курсы шифровальщиков.

При освобождении от врага западных областей и республик Советского Союза многие слушатели Школы 2-го года обучения по приказу Наркомата направлялись на работу в освобожденные районы, а также на выполнение различных оперативных заданий. И степень их сложности зачастую была велика.

После окончания Великой Отечественной войны появились необходимые условия для дальнейшего развития организационно-методической и научной работы. В мае 1945 г. при Высшей школе НКВД СССР был создан Учебный совет. В него вошли: начальник Главного управления НКВД СССР по борьбе с бандитизмом комиссар госбезопасности 3 ранга А. М. Леонтьев; начальник отдела контрразведки НКВД СССР «СМЕРШ» комиссар госбезопасности В. И. Смирнов; заместитель начальника Главного управления милиции НКВД СССР комиссар милиции 2 ранга Н. И. Антонов; начальник 1-го Спецотдела НКВД СССР полковник госбезопасности А. С. Кузнецов; заместитель начальника секретариата НКВД СССР полковник госбезопасности Б. А. Людвигов; помощник начальника отдела кадров НКВД СССР полковник госбезопасности Смирнов, заместитель начальника Высшей школы НКВД СССР подполковник госбезопасности Клочков. Возглавлял совет начальник Высшей школы НКВД СССР полковник госбезопасности Александр Николаевич Пнев.

На членов Учебного совета возлагались обязанности по рассмотрению учебных материалов и пособий по спецдисциплинам, подготовке учебных планов и программ по социально-экономическим, юридическим, специальным и военным дисциплинам, методических разработок и указаний.

В ноябре 1945 г. в Высшей школе НКВД СССР были установлены следующие сроки обучения и профили подготовки и переподготовки: курс подготовки оперативного состава органов НКВД СССР численностью 200 человек со сроком обучения два года;

курс подготовки преподавательского состава по спецдисциплинам для межобластных школ НКВД и милиции численностью 50 человек со сроком обучения два года;

курс переподготовки руководящего состава органов НКВД и милиции численностью 100 человек со сроком обучения шесть месяцев;

курс переподготовки преподавательского состава спецдисциплин межобластных школ НКВД и милиции численностью 25 человек со сроком обучения шесть месяцев;

курс подготовки экспертов-криминалистов численностью 60 человек со сроком обучения два года.

С марта 1946 г. Школа стала называться Высшей школой МВД СССР, а в ноябре 1946 г. была переименована в Высшую офицерскую школу МВД СССР.

На курсах переподготовки при Школе были созданы две группы:

для высшего руководящего состава МВД, УМВД со сроком обучения один год; для начальников отделов МВД, УМВД, их заместителей, начальников городских и районных отделов МВД со сроком обучения один год.

Высшая офицерская школа МВД СССР в правовом отношении приравнивалась к самостоятельному оперативному управлению МВД СССР.

В 1946 г. в Школе существовало четыре кафедры, одной из которых была кафедра юридических дисциплин во главе с доцентом М. И. Якубовичем. Кафедра объединяла все юридические дисциплины - теорию государства и права, историю государства и права, государственное, финансовое, административное, уголовное право, уголовный процесс, гражданское право, гражданский процесс, земельное и колхозное право. Наибольшее количество часов по учебному плану отводилось на уголовное право и уголовный процесс.

С февраля 1947 г. в Высшей офицерской школе МВД СССР были введены в действие новые учебные планы.

Юридический цикл включал: теорию государства и права, историю политических и правовых учений, историю государства и права, государственное, административное, уголовное, гражданское право, уголовный процесс, судебное право (судоустройство и гражданский процесс), международное право, криминалистику, финансовое право, судебную медицину и судебную психиатрию.

Кроме того, факультативно были введены: русский язык и литература, культура и искусство речи, фотография и автодело.

До июля 1947 г. основой учебно-методической организации Школы являлись цикловые и предметные комиссии, непосредственно осуществлявшие учебно-методическую работу. Цикловые комиссии возглавлялись руководителями циклов, а предметные - старшими преподавателями.

В июле 1947 г. в Высшей офицерской школе МВД СССР были созданы факультеты. Основными учебными и научными организациями Школы, непосредственно осуществляющими учебную, методическую и научно-исследовательскую работу, стали кафедры, в частности кафедры социально-экономических дисциплин, агентурно-оперативной работы органов МВД, следственной работы органов МВД, государственного права, уголовного права и процесса, иностранных языков, военных дисциплин.

В 1947 г. в Школе организовано заочное отделение, которое впоследствии было реорганизовано в факультет.

Вначале на заочное обучение зачислялись сотрудники органов внутренних дел без вступительных экзаменов и независимо от наличия среднего образования. Заочники обучались в течение четырех лет. В 1947/48 учебном году были созданы учебно-консультационные пункты Высшей офицерской школы в Москве, Ленинграде, Киеве, Баку, Минске, Алма-Ате, Свердловске, Казани, Саратове и Иркутске, в декабре 1950 г. - в Ростове-на-Дону и Ташкенте. В 1951 г. факультет заочного обучения произвел первый выпуск 342 слушателей.

В октябре 1949 г. было принято постановление Совета Министров СССР № 4723- 1815сс о передаче милиции в состав МГБ. Данная мера была вызвана временным рас¬ширением функций милиции по обеспечению государственной безопасности, необходимостью обеспечения более тесного взаимодействия органов госбезопасности и милиции в борьбе с преступностью. В связи с передачей пограничных войск и милиции из Министерства внутренних дел СССР в Министерство государственной безопасности Высшая офицерская школа МВД СССР была разделена. В МВД СССР продолжала функционировать Высшая офицерская школа, которую возглавил генерал-майор Анисимов Сергей Васильевич, а в МГБ СССР была создана Высшая школа милиции МГБ СССР.

Поскольку в то время Высшая школа милиции МГБ СССР не являлась высшим учебным заведением, Министерство высшего образования СССР разрешило Всесоюзному юридическому заочному институту зачислять на старшие курсы института лиц, окончивших Высшую школу милиции и имеющих среднее образование, с зачетом ряда дисциплин, которые они изучали в Высшей школе милиции. В 1952 г. 46 таких слушателей сдали государственные экзамены в ВЮЗИ и получили дипломы о высшем юридическом образовании.

В начале 50-х гг. в Высшей школе путем разделения многопредметных кафедр и создания новых были образованы кафедры истории КПСС, марксистско-ленинской философии и основ научного коммунизма, политической экономии, государственно-правовых дисциплин, уголовного права, уголовного процесса, административного права, исправительно-трудового права, оперативной работы, гражданско-правовых дисциплин, физической подготовки, иностранных языков, русского языка.

Новые преобразования произошли в июле 1952 г., когда Высшая офицерская школа была переименована в Высшую школу усовершенствования руководящего состава МВД СССР. Переподготовка кадров велась по двум профилям: заместители министров внутренних дел союзных и автономных республик, начальники и заместители начальников УМВД краев и областей, начальники ИТЛ и их заместители;

начальники предприятий горной и гор¬но-металлургической промышленности МВД СССР и их заместители (от начальников участков, приисков и выше).

В 1952/53 учебном году по первому профилю проходили обучение 200 слушателей, по второму - 100.

В августе 1953 г. Высшая школа усовершенствования руководящего состава МВД СССР была расформирована, личный состав Школы направлен на укомплектование формируемой Московской школы подготовки начальствующего состава милиции, учебно-материальная база передана Высшей школе милиции.

В Высшей школе милиции МГБ СССР обучение велось высококвалифицированным преподавательским коллективом.

В начале 50-х гг. административные органы нуждались в специалистах высшей квалификации. В связи с этим в июне 1952 г. Советом Министров СССР было принято решение о преобразовании Высшей школы милиции МГБ СССР в высшее учебное заведение с правом выдачи выпускникам диплома единого образца о высшем юридическом образовании по специальности «Правоведение». Срок обучения в Школе теперь составлял 3 года. Также в соответствии с требованиями, предъявляемыми к высшим учебным заведениям, был перестроен учебный процесс.

В марте 1953 г., после объединения МВД СССР и МГБ СССР на основании закона «О преобразовании министерств СССР» в единое министерство, Высшая школа милиции МГБ СССР стала именоваться Высшей школой милиции МВД СССР.

С октября 1953 г. при Высшей школе милиции МВД СССР начал свою работу специальный факультет по подготовке кадров для зарубежных органов внутренних дел. За пери¬од с 1953 по 1959 гг. было подготовлено для органов внутренних дел Албании 46 специалистов, Болгарии - 113, Венгрии - 97, ГДР - 211, Монголии - 133, Польши - 9, Румынии - 128, Чехословакии - 96 сотрудников. Тогда же, в октябре 1953 г., в Высшей школе милиции МВД СССР в целях улучшения научной и учебной работы был создан Совет школы.

На основании принятого 12 марта 1954 г. постановления ЦК КПСС «Об основных задачах МВД» Министерство потребовало от политорганов и партийных организаций милиции резкого улучшения общей и специальной под¬готовки сотрудников всех служб, повышения культуры в работе, укрепления связей с общественностью.

Руководителями в период с января 1948 г. по октябрь 1954 г. были генерал-майоры Сер¬гей Васильевич Анисимов, Евгений Иванович Борисоглебский и Федор Сергеевич Майоров.

С 1 октября 1954 г. на базе Высшей школы милиции МВД СССР организуется Высшая школа МВД СССР, ставшая высшим специальным учебным заведением МВД СССР, имевшим своей целью подготовку для органов внутренних дел и исправительно-трудовых учреждений квалифицированных оперативных и следственных работников с высшим юридическим образованием. Начальником Школы был назначен А. П. Логвинов.

В соответствии с постановлением коллегии МВД СССР от 30 августа 1954 г. «Об организации переподготовки кадров начальствующего состава исправительно-трудовых лагерей и колоний через систему имеющихся в МВД учебных заведений и путем создания краткосрочных курсов» в ноябре 1954 г. при Высшей школе МВД СССР были организованы шестимесячные курсы переподготовки начальников и их заместителей.

В Высшую школу МВД СССР для работы были приглашены видные ученые, а также опытные практические работники: профессора С. С. Студенкин и А. И. Винберг, комиссары милиции 3 ранга А. И. Соловьев, Д. Е. Лебин и другие.

Школа имела в своем составе: основной факультет со сроком обучения три года, готовивший кадры для работы в органах милиции и ИТУ; курсы усовершенствования руководящего состава органов МВД СССР со сроком обучения один год; факультет заочного обучения со сроком обучения 4 года.

Выпускникам Высшей школы выдавался диплом с присвоением квалификации юриста. В марте 1957 г. при Высшей школе МВД СССР была организована адъюнктура для подготовки научно-педагогических и научных кадров по специальностям: «Административное право», «Исправительно-трудовое право», «Уголовный процесс и криминалистика». А уже менее чем через год Совету Высшей школы МВД было предоставлено право принимать к защите диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук. И это право отстоял руководитель Высшей школы МВД СССР полковник внутренней службы Николай Михайлович Буланов, возглавлявший ее в период с 1957 по 1961 гг.

1 сентября 1957 г. обучение слушателей основного факультета началось в новом учебном корпусе на Новоподмосковной улице (ныне улица Зои и Александра Космодемьянских, где сейчас расположена Академия управления МВД России). В занимаемых ранее помещениях в д. № 2 по Малому Ивановскому переулку разместились специальный факультет, факультет заочного обучения и курсы усовершенствования руководящих работников учреждений внутренних дел.

На заседании Коллегии МВД СССР в апреле 1957 г. обсуждался вопрос «О состоянии и мерах улучшения подготовки и переподготовки кадров ИТК и лагерей МВД СССР». Была отмечена недостаточная численность подготавливаемого в учебных заведениях начальствующего состава и выделяемых по плану межведомственного распределения специалистов, не способная удовлетворить потребности ИТУ в квалифицированных кадрах.

В 1957/58 учебном году с целью преодоления сложившейся ситуации в Высшей школе было создано отделение подготовки руководящих работников для ИТУ МВД СССР по соответствующему учебному плану с приемом в 1957 г. на первый курс очного отделения 100 слушателей.

Тогда же в составе Высшей школы МВД СССР на базе Высших пожарно-технических курсов МВД СССР был организован факультет по подготовке инженеров противопожарной техники и безопасности. Комплектование факультета слушателями проводилось начальствующим составом частей и учреждений пожарной охраны МВД СССР, имевшим среднее общее и специальное пожарно-техническое образование и практический стаж работы на должностях начальствующего состава не ме¬нее трех лет. При факультете были сохранены курсы усовершенствования руководящего состава частей и учреждений пожарной охраны МВД СССР численностью переменного состава 50 человек со сроком обучения 11 месяцев. В 1966 г. на факультете было создано отделение по подготовке инженеров-строителей для войск МВД СССР.

С 10 января 1958 г. при Высшей школе МВД СССР в целях повышения теоретической и методической подготовки преподавательского состава специальных дисциплин школ милиции были организованы соответствующие курсы численностью 25 человек со сроком обучения четыре месяца. На курсы направлялись старшие преподаватели и преподаватели специальных дисциплин школ милиции.

С марта 1958 г. Высшая школа готовила работников с высшим юридическим образованием для замещения вакантных должностей начальствующего состава в учреждениях Министерства внутренних дел, с высшим техническим образованием для военизированной пожарной охраны, научно-педагогические и научные кадры. Образовательный процесс в Школе был распределен следующим образом: юридический факультет (основной) со сроком обучения три года и три месяца; факультет заочного обучения со сроком обучения четыре года с отделениями в Ленинграде, Алма-Ате и Хабаровске (с 1957 г.), Киеве (с 1957 г. по сентябрь 1958 г.), Ташкенте и Минске (с 1958 г.), Омске (с 1960 г.), Свердловске, Ростове-на-Дону, Орле (с 1961 г.), Иркутске, Перми, Саратове (с 1962 г.), Москве (с 1963 г.); факультет по подготовке инженеров противопожарной техники и безопасности (основной) со сроком обучения четыре года; отделение заочного обучения факультета по подготовке инженеров противопожарной техники и безопасности со сроком обучения пять лет; курсы усовершенствования руководящего состава МВД СССР со сроком обучения 11 месяцев; адъюнктуру; филиал в Киеве (с сентября 1958 г.) со сроком обучения на основном отделении три года и три месяца, а на отделении заочного обучения - четыре года. В 1958/59 учебном году было организовано отделение по подготовке кадров с высшим юридическим образованием для научно-технических аппаратов милиции численностью 75 человек со сроком обучения три года и три месяца за счет существующей численности слушательского состава основного (юридического) факультета.

При приеме в Высшую школу МВД СССР к кандидатам из числа начальствующего и офицерского состава предъявлялись следующие требования: наличие среднего образования; соответствующий уровень состояния здоровья; положительная аттестация по службе; возраст не старше 35 лет (при поступлении на факультет заочного обучения возраст не имел значения). Поступающие на факультет по подготовке инженеров противопожарной техники и безопасности должны были иметь стаж работы в военизированной пожарной охране на должностях среднего или старшего начальствующего состава не менее трех лет при условии окончания трехгодичного пожарно-технического училища (пожарного техникума) или двухгодичных Высших пожарно-технических курсов МВД СССР.

Для приема в адъюнктуру при Высшей школе МВД СССР сотрудникам органов внутренних дел в возрасте не старше 40 лет необходимо было иметь законченное высшее образование по избранной специальности, стаж научной, педагогической или оперативной работы не менее трех лет, а также способности к научно-исследовательской работе.

Совет Высшей школы МВД СССР с апреля 1958 г. получил право принимать к защите диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук по следующим специальностям: исправительно-трудовое право, административное право, криминалистика, уголовный процесс, уголовное право.

В 1960 г. на базе филиала в Киеве создается Высшая школа Министерства внутренних дел Украинской Советской Социалистической Республики. В 1964 и 1965 гг. Алма-Атинское и Минское отделения факультета заочного обучения были преобразованы в факультеты Высшей школы МВД СССР со стационарным и заочным обучением; Ленинградское, Московское и Ташкентское отделения - в факультеты с заочным и вечерним обучением. В 1965 г. на базе Омского отделения факультета заочного обучения и Омской специальной средней школы милиции создана Омская высшая школа милиции. В 1966 г. этой школе были переданы Иркутское и Хабаровское отделения факультета заочного обучения Высшей школы МВД СССР. На базе Ташкентского факультета заочного обучения в 1967 г. открылась Ташкентская высшая школа милиции.

На посту начальника Высшей школы пол¬ковника внутренней службы Н. М. Буланова сменил генерал внутренней службы 3-го ранга Леонид Дмитриевич Лукоянов.

С февраля 1960 г. производится переподчинение Высшей школы от МВД СССР к МВД РСФСР. В дальнейшем школа именовалась: с сентября 1962 г. - Высшая школа Министер¬ства охраны общественного порядка РСФСР; с декабря 1966 г. - Высшая школа Министерства охраны общественного порядка СССР; с сентября 1967 г. по январь 1974 г. - Высшая школа МВД СССР. В Высшей школе сформировался высоко¬квалифицированный коллектив профессоров и преподавателей. Среди них - известные ученые юристы: член-корреспондент Академии наук СССР М. С. Строгович, член-корреспондент Академии наук СССР Г. А. Аксененок, заслуженные деятели науки РСФСР профес¬сора А. А. Герцензон, А. Ф. Клейнман, Н. И. За- городников, Н. А. Стручков, Р. С. Белкин, С. В. Бородин, И. Д. Перлов, В. Ф. Кириченко, А. Г. Лекарь, Б. С. Утевский и др. Начальни-ками Высшей школы были Аркадий Павлович Логвинов, Николай Михайлович Буланов, Леонид Дмитриевич Лукоянов, Николай Иванович Загородников. В конце 60-х - начале 70-х гг. из малоизвестного ведомственного вуза Высшая школа МВД СССР превратилась в авторитетное высшее юридическое учебное заведение. Несомненная заслуга в этом принадлежит генерал-майору внутренней службы Николаю Ивановичу Загородникову. Он добился создания при школе диссертационного совета, расширил адъюнктуру, благодаря чему Высшая школа пополнилась молодыми талантливыми учеными и педагогами.

При его непосредственном участии было открыто пять факультетов и отделений Высшей школы, на базе которых впоследствии в СССР возникли самостоятельные высшие учебные заведения Министерства внутренних дел.

Коренным образом улучшилось проведение практических занятий по специальным и юридическим дисциплинам. Слушатели выпускных курсов направлялись в учреждения внутренних дел для прохождения стажировки на должностях, на которые предполагалось их назначить по окончании Школы.

Научная работа была приближена к решению практических задач, стоящих перед органами внутренних дел. Основное внимание в научной работе уделялось изучению и обобщению передового опыта работы учреждений внутренних дел и разработке на этой основе предложений о внедрении и распространении новых методов работы. Были разработаны и изданы все необходимые учебники и учебно-методические пособия для основного факультета, а также для заочных, вечерних отделений и специальных средних школ.

Большой авторитет Высшей школы - старейшего вуза органов внутренних дел, ее мощная материальная, учебная, научная база показали, что это учебное заведение может стать фундаментом для организации подготовки руководящих кадров для органов внутренних дел.

Именно на базе Высшей школы Министерства внутренних дел Союза Советских Социалистических Республик и была сформирована Академия.